Крестовоздвиженская церковь, чья история напрямую связана с историей так называемого «130 квартала». Ещё в 1690 г. здесь установили крест с напоминанием о том, что вскоре тут появится женская обитель. В 1719 г. на этом месте даже появилась небольшая деревянная Троицкая церковь, которая должна была положить начало монастырю. Но время шло, город рос, места становилось всё меньше, а обитель не появлялась, и осмелевшие иркутяне стали строить дома всё ближе к храму, пока застройка не заполнила всю прилегающую территорию (ныне 130-й квартал Иркутска).
Когда наконец появились средства на монастырь, свободной земли в этой части города не осталось и монахи решили ограничиться строительством церкви, которая единственная в Сибири сегодня упоминается во всех европейских энциклопедиях от английской «Британики» до французской «Энциклопеди». В 1758 г. она была освящена Святителем Софронием во имя Живоначальной Троицы, но прихожане по привычке продолжили называть этот храм «Крестовским», пока в 1867 г. по их желанию она не была переосвящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Когда наконец появились средства на монастырь, свободной земли в этой части города не осталось и монахи решили ограничиться строительством церкви, которая единственная в Сибири сегодня упоминается во всех европейских энциклопедиях от английской «Британики» до французской «Энциклопеди». В 1758 г. она была освящена Святителем Софронием во имя Живоначальной Троицы, но прихожане по привычке продолжили называть этот храм «Крестовским», пока в 1867 г. по их желанию она не была переосвящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Храм является первым в Иркутске шедевром сибирского барокко. На его стенах можно увидеть «колесо Сансары», фигуры людей, воздевающих руки к небу, растительные орнаменты свойственные индуистским мондирам, перевёрнутые католические кресты и многие другие орнаменты, о которых написано множество монографий. Кроме того, именно в этой церкви в 1933 г. открылся антирелигиозный музей, благодаря чему сохранились оригинальные иконостасы, а храм стал своеобразным прибежищем для образов (сегодня их более 150) из других ушедших обителей. Сюда свезли иконы и утварь из разрушенного Казанского собора. В 1943 г. тут впервые в Иркутске стали вновь проводить службы и церковь перешла в ранг кафедрального собора.